Воскресенье, 05.05.2024, 16:06
Приветствую Вас Пешеход | RSS
Категории каталога
Технологии F1 [11]
Техника пилотирования [3]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Следующее событие
rFactor
SOC 2011

1й этап - ???

Старт: ??.03.2011
20-30 MSK
Дистанция: 20+20 мин.
Сеанс: RRL.3DN.RU
IP: -
Мини-чат
Друзья сайта
VCORS.ru
ProjectGT
RSR
vwrc.ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Техника » Технологии F1

Колеса и шины болидов F1
Колеса и шины болидов F1
 
Колеса и шины болида Формулы 1

Трение между колесом и трассой

Мы определяем движение колеса по поверхности как результат трения (сцепки колеса с дорогой). Эта сила трения являет собой то, что не дает колесу крутиться и оставаться на месте, как бы проскальзывая. Чем больше сила трения, тем лучше сцепка с дорогой. Если мы рассмотрим то, как высчитывается эта сила трения, то мы увидим, что она не зависит от толщины шины в месте контакта с трассой.

F = u * N

Где:

F = сила трения;
u = коэффициент трения;
N = контактное давление;

Мы можем менять коэффициент трения путем замены одного типа шины на другой. Но не стоит забывать о том, что шины, которые являются очень "цепкими", не пригодны для гонок, т.к. изнашиваются слишком быстро.

Угол бокового увода колеса

Шина, не подверженная боковой силе, будет катиться по прямой линии в плоскости колеса. В момент поворота колеса появляется сила, перпендикулярная шине, которая вызывает отклонение, ограничивая устойчивость колеса. Шины не абсолютно твердые, они немного деформируются под этой нагрузкой и это задает колесам несколько другое направление.

Угол бокового увода колесаУгол бокового увода колеса

Боковой прогиб (деформация) под силой воздействия (F) означает, что место контакта колеса с трассой (вверху рис. слева) больше не в одной плоскостью с колесом. А это в свою очередь означает, что с целью повернуть по какому-то определенному радиусу, колеса должны быть повернуты немного больше, чем рассчитывалось. Разница между направлениями шины и колеса известна как угол бокового увода колеса (вверху рис. справа). Линия AB - это линия, вдоль которой движется шина, F - сила, вызывающая боковой прогиб, а угол A - это тот самый угол бокового увода.

С целью найти подлинный путь, который проделывает машина с повернутыми колесами, мы должны рассматривать оба угла: угол передних колес и угол бокового увода. Во время поворота, изменение бокового угла увода повлечет за собой изменение угла поворота всей машины. Также не стоит забывать, что задние колеса подвергаются тому же эффекту деформации, соответственно имея свой угол, что тоже требуется учитывать.

Мы можем резюмировать, что угол бокового увода зависит от следующего:

1. Боковая сила. Чем меньше сила, тем меньше угол бокового увода и наоборот;
2. Давление в шинах. Чем меньше давление, тем более шины будут гибкими. В Ф1 шины заполняются азотом с атмосферным давлением в 1.3-1.4;
3. Масса машины. Шины разрабатываются под определенную массу. Любые изменения повлекут увеличение угла бокового увода;
4. Развал колес

Тяговый круг

Тяговый круг - схемаСправа вы видите графическое изображение так называемого тягового круга. Здесь: r - мера сцепления шины с дорогой. Она может рассматриваться как два компонента: Fl и Fp. Если вектор сложения этих сил располагается внутри круга, то поворот будет выполнен нормально, в противном случае мы будем наблюдать скольжение машины по дороге.

В центе рисунка мы видим саму шину. Ось Y (здесь вертикальная линия) на графике описывает силы, воздействующие на шину во время торможения и ускорения. Ось X (здесь горизонтальная линия) описывает силу, действующую на шину при повороте.

Исходя из графика, запишем формулу:

Fl2+Fp2 = r2

Отсюда:

r = Y(Fl2+Fp2)

Недостаточная реакция автомобиля на поворот руля (understeer) и избыточная поворачиваемость (oversteer)

Недостаточная реакция автомобиля на поворот руля (understeer) и избыточная поворачиваемость (oversteer)Недостаточная реакция автомобиля на поворот руля (understeer) и избыточная поворачиваемость (oversteer)

По существу, если передний угол бокового увода колес больше по значению, чем задний, то получается эффект недостаточной поворачиваемости. И наоборот, если задний угол бокового увода колес больше переднего, то получается эффект избыточной поворачиваемости.

Так, на первый взгляд может показаться, что максимальная характеристика поворачиваемости образуется в случае, если оба угла бокового увода передних и задних колес идентичны, но это не так. Хоть угол бокового увода и является главной величиной, воздействующей на сцепления колеса с дорогой, но существует еще и такое понятие как вес болида, приходящийся на шину. Давление на шину, которое оказывает болид своим весом не постоянно, увеличиваясь и уменьшаясь то в одной части, то в другой (в зависимости от проводимого маневра), так что оптимальные углы бокового увода тоже будут постоянно меняться в пропорциональной зависимости от веса.

Шины

Шины имеют в Формуле-1 огромное значение. Подобрать правильный состав, наиболее подходящий для трассы, погоды и болида, является довольно сложной задачей. Команды тратят для этого большую часть времени на тестах и свободных заездах. В отличие от дорожных автомобилей, шины для болидов Формулы-1 не рассчитаны на долговечность (один комплект рассчитан не более, чем на 200 км), ключевыми свойствами являются прочность, малый вес и сцепление с трассой.

Основные составляющие шин — резина, нейлон и полиэстер. Для изменения жёсткости резины регулируются пропорции добавляемых в неё компонентов: углерода, серы и нефти. Чем мягче резина, тем выше её сцепление с асфальтом, но тем быстрее она изнашивается.

Используются 3 вида шин: псевдослики для сухой трассы, микст («промежуточная резина») для слегка влажной и дождевая для мокрой. Дождь является скорее исключением для Формулы-1, поэтому чаще всего используются шины для сухой трассы. Псевдо-слики представляют собой шины с 4-мя канавками, параллельными колесу. Они были введены вместо сликов в Формуле-1 в 1998 году в целях снижения скоростей путём уменьшения сцепления с трассой. Кроме того, последние правила ужесточили требования к износостойкости; это было достигнуто путём ограничения комплекта шин на один гоночный уик-енд.

Единственный поставщик резины (c 2007 года Bridgestone) обязан обеспечить все команды на протяжении всего календарного года, идентичными спецификациями и равным количеством покрышек. Количество спецификаций ограничено до двух. Каждый гонщик имеет право использовать от 7 до 14 комплектов покрышек для сухой погоды. Количество комплектов резины для каждого гонщика в первый день свободных заездов ограничено до четырех. Остальные 10 комплектов предназначены для остальной части гоночного уик-энда.

Категория: Технологии F1 | Добавил: Anthony (21.01.2009)
Просмотров: 3478 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]